Каждый ребенок мечтает жить в семье, иметь маму и папу. Задача государства, общества, и прежде всего, самих родителей – осуществить эту мечту. И начинать следует с того, чтобы помочь ребенку остаться жить в его родной семье, даже если мать и отец стали на неверный путь.
В случае уклонения родителей от воспитания и содержания несовершеннолетних детей государством предусмотрен ряд профилактических мер.
Выявление несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятной обстановке, осуществляется в соответствии с Положением о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019г. №22 (далее – Постановление №22). Данным постановлением определены следующие критерии и показатели социально опасного положения.
Первый критерий: родителями допускаются такие недочеты, как:
- оставление ребенка без пищи;
- проживание детей в жилых помещениях, которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности, и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
- систематическое невыполнение рекомендаций медицинских работников по диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и здоровью;
- препятствие получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения);
- отсутствие у ребенка (детей) регистрации по месту жительства или месту пребывания;
- самовольные уходы детей из дома, бродяжничество, совершение попытки суицида.
Второй критерий: родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.
Третий критерий: родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка.
С целью разграничения социально опасного положения и трудной жизненной ситуации проводится социальное расследование, в ходе
которого каждое ведомство дает оценку ситуации в семье в пределах своей компетенции (например, ОВД – привлечение к ответственности как детей, так и родителей, УЗ — выполнение рекомендаций по лечению ребенка, РОЧС — исправность газового, электрооборудования и т.д.).
Учреждения образования совместно с иными субъектами профилактики в рамках социального расследования, рассматривают ситуацию в семье на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и принимают одно из следующих решений – обратиться в координационный совет для признания ребенка находящимся в социально опасном положении или направить родителей в государственные и иные организации за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации.
В соответствии с Постановлением №22 решение о признании детей находящимися в социально опасном положении может быть принято только членами районного координационного совета по контролю за реализацией Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18.
В случае несогласия с принятым решением родители могут обжаловать его в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.
С целью нормализации ситуации в семье координационным советом разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, которые обязательны для исполнения как родителями несовершеннолетних детей, так и заинтересованными службами.
В случае не выполнения родителями мероприятий в комиссию по делам несовершеннолетних направляются ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите в соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
В случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении, дети признаются нуждающимися в государственной защите, изымаются из семьи и помещаются на государственное обеспечение.
Под помещением детей на государственное обеспечение в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения, реализующие программы профессиональнотехнического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские, приемные семьи.
Родители, у которых дети отобраны на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних, обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
С семьей в течение шести месяцев проводится работа и принимается соответствующее решение: о возвращении ребенка родителям (если устранены причины, послужившие основанием для отобрания ребенка) либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.
Лишение родительских прав происходит исключительно в судебном порядке, причем обязательным условием является участие прокурора и представителя органа опеки и попечительства.
Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей. Обязанность лишенного родительских прав родителя выплачивать алименты на ребенка сохраняется.
Родитель, лишенный родительских прав, не может впоследствии быть опекуном, попечителем или усыновителем.
Воспитание детей – это равные право и обязанность родителей. Если родители не выполняют или плохо выполняют свои обязанности по отношению к ребенку, к ним могут быть применены меры административной иуголовной ответственности.
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» гласит: «Если ребенок совершил противоправное действие и не достиг возраста административной либо уголовной ответственности, то именно родители будут отвечать за его поступки».
Административная ответственность родителей
Административная и уголовная ответственность наступает по общему правилу с 16 лет, а за совершение определенных проступков ответственность может наступать и с 14 лет {умышленное причинение телесного повреждения, оскорбление, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение чужого имущества, жестокое обращение с животными или избавление от животного, мелкое хулиганство).
Поэтому ответственность за совершение ребенком противоправных действий до указанного возраста будут нести его законные представители. То есть, если ребенок украл в магазине шоколадку – это может стать основанием для привлечения родителей к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.3. КоАП Республики Беларусь «Невыполнение родителями или лицами, их замещающими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетними деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшего ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние», что влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин. При этом протоколы составляются в отношении обоих родителей.
Распространенным «родительским» правонарушением является невыполнение родителями или лицами, их замещающими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища. В данном случае родители несут ответственность по ч. 2 ст. 10.3 КоАП, что влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
Уголовная ответственность родителей
В некоторых случаях родители могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение их детьми противоправных действий. Так, если родитель, уговаривая или обманывая своего ребенка, вовлечет его, например, в совершение кражи или мошенничества, то такой родитель будет нести уголовную ответственность по ч. 2 ст. 172 УК Республики Беларусь «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления».
Справочно: лицо, совершившее такое деяние, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Кроме этого, родители могут быть привлечены к уголовной ответственности, если своими действиями вовлекают своего несовершеннолетнего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков либо попрошайничество. В данном случает ответственность наступает по ч. 2 ст.173 УК Республики Беларусь.
Справочно: лицо, совершившее такое деяние, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Одним словом, безопасность детей – почти всегда дело рук их родителей. Будьте внимательны к своему ребенку и будьте достойны его доверия. ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ!