ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ ОБЩЕСТВА,
ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
на основе информации
Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики
Республики Беларусь,
Национальной академии наук Беларуси, ФПБ, ОО ”БРСМ“,
ОО ’’Белорусский союз женщин “, материалов государственных СМИ
Развитие человечества неразрывно связано с трансформациями демографических процессов. В XXI веке наблюдается быстрый и непрерывный, но при этом неравномерный рост численности населения планеты. На фоне стремительного увеличения численности жителей многих стран Африки, Азии и Латинской Америки минимальный прирост населения либо отрицательные демографические тенденции отмечаются в Европе, на постсоветском пространстве, Японии и др. По прогнозам ученых-демографов, до 2050 года в 45 странах мира убыль населения будет наблюдаться минимум на 10%. В эту группу попадает и восточноевропейский регион, в том числе Беларусь.
Ученые обращают внимание на связь демографических процессов с господствующими в современном обществе ценностными ориентирами. Стремление жить в свое удовольствие, нежелание жертвовать своим комфортом, приоритет личностных интересов над общественными составляют первую группу причин снижения рождаемости, особенно в развитых странах мира.
Негативно на рождаемости сказываются объективные достижения современного общества, связанные с изменением роли в нем женщины: рост ее занятости в рыночной экономике, стремление достигать карьерных успехов, желание получить нескольких образований. Нередко указанные тенденции ведут не только к позднему рождению детей, но даже и отказу от него.
1. Демографическая безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности Республики Беларусь
Одним из составляющих элементов национальной безопасности Республики Беларусь является демографическая безопасность –
состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия демографических угроз, обеспечивающее стабилизацию численности населения, развитие человеческого потенциала страны, сохранение семейных и межпоколенческих связей.
В нашей стране вопросы обеспечения демографической безопасности, поддержки семьи, защиты материнства и детства находятся на постоянном контроле Главы государства.
Выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 30 марта 2023 г., Президент
А.Г.Лукашенко подчеркнул: ”Здоровье детей – вопрос
демографической безопасности, без чего нет смысла думать о завтрашнем дне… Чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов, должно быть значительно больше – это важнейшее условие суверенитета. И государство делает много, чтобы обеспечить для этого соответствующие условия
В демографической сфере основными национальными интересами являются:
– стабилизация численности населения и создание предпосылок для его устойчивого роста на основе последовательного увеличения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности;
– повышение общего уровня здоровья народа, охрана здоровья матери и ребенка;
– укрепление института семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания, развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности;
– оптимизация внешних миграционных потоков, обеспечение положительного сальдо миграции.
Осознание значимости демографического фактора в обеспечении национальной безопасности послужило причиной для актуализации демографической составляющей в проект новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
В этом документе в числе основных угроз национальной безопасности указаны: депопуляция, демографическое старение,
снижение уровня рождаемости, сокращение продолжительности жизни.
В демографической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасностиявляются:
– диспропорции в половозрастной структуре населения;
– снижение репродуктивных установок населения, их неполная реализация;
– негативные трансформации института семьи (снижение уровня брачности, увеличение возраста вступления в первый брак, рост числа неполных семей, овдовение и иное);
– снижение общего уровня здоровья населения, его отдельных половозрастных групп;
– неблагополучная эпидемиологическая ситуация.
Во многих странах созданию условий для роста населения и решению вопросов демографической безопасности препятствует ряд субъективных факторов.
В их числе – новомодная субкультура ”чайлдфри“, суть которой состоит в сознательном нежелании рожать и воспитывать детей. По этому поводу Глава государства А.Г.Лукашенко в своем Послании заявил: ”Любая популяризация идей бездетной семейной пары в нашем информационном и культурном пространстве должна пресекаться. Любые вбросы таких завуалированных призывов, равно как и все нетрадиционные веяния – не что иное, как попытка обезлюдить и ослабить государство. Никак не меньше. Такая идеология должна быть вне закона
”Мы вырастили детей, которые ни в чем не нуждались, и теперь они хотят как можно дольше пожить для себя, откладывая рождение ребенка. Не все, но тенденция есть, она опасная, – таково было следующее замечание А.Г.Лукашенко. – Парадигму такого мышления надо менять. Есть вещи, которые молодые люди просто не могут понять в силу своего возраста. Но мы, старшее поколение, можем вовремя и должны вовремя объяснить, что жизненный успех и опыт бессмысленны, когда их некому передать“.
Помимо этого, Президент указал на необходимость разрушения стереотипа ”либо карьера, либо семья“, поскольку в Беларуси ”созданы все условия, чтобы женщина могла реализовать себя, как мама и как профессионал “.
Основным внешним источником угроз национальной безопасности в демографической сфере является проведение иностранными государствами политики, направленной на стимулирование эмиграции населения Республики Беларусь.
2. Динамика демографических процессов в Беларуси
Несмотря на то, что в Республике Беларусь созданы условия для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения, демографическая ситуация продолжает требовать пристального внимания.
Справочно:
В 2021 году доля населения в возрасте старше 65 лет составила 15,8%. В начале 2021 года базовое значение продолжительности жизни при рождении составило 74,5 года (69,3 для мужчин и 79,4 для женщин).
За последние 10 лет на 14,5% уменьшилось число женщин репродуктивного возраста (с 2 494 тыс. в 2012 году до 2 134 тыс. в 2022 году).
В 2022 году число родившихся уменьшилось на 20% по сравнению с 2019 годом. Суммарный коэффициент рождаемости за данный период уменьшился с 1,73 до 1,38 ребенка на одну женщину фертильного возраста.
Продолжает оставаться актуальной проблема неустойчивости брачных союзов. Ценность и значимость официального брака для большинства населения сохраняется, но количество браков несколько снизилось наряду с увеличивающимся числом разводов.
Справочно:
В 2021 году коэффициент заключенных браков составил 6,4 на 1 тыс. человек, а коэффициент разводов – 3,7 (2016 год – 6,8 и 3,4 соответственно).
Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 30,3%, частота искусственного прерывания беременности в стране остается высокой (в 2021 году – 7,8 на 1 тыс. женщин фертильного возраста). Это свидетельствует о необходимости продолжения комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов, включая проведение предабортного психологического консультирования.
В современных условиях отмечается рост гинекологических заболеваний, высокий уровень женского и мужского бесплодия.
Значительное число бесплодных семей нуждаются в применении вспомогательных репродуктивных технологий. Число женщин, страдающих бесплодием, составляет около 750-780 на 100 тыс. женского населения 18-49 лет, мужчин – около 100-200 на 100 тыс. мужского населения в возрасте 18 лет и старше. Эффективность применения экстракорпорального оплодотворения колеблется в пределах 41-43%.
Справочно:
Согласно результатам общереспубликанского мониторингового исследования, проведенного в апреле 2023 г. Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси:
– имеют детей 77% опрошенных (одного ребенка – 35,3%, двух детей – 48,9%о, трех – 12,7%, четырех и больше – 2,6%);
– планируют с учетом реальных жизненных обстоятельств одного ребенка – 22,4%о, двух детей – 44,6%о, трех – 10,7%, четырех и больше – 2,2%о (учитывая тех, которые уже есть);
– по мнению 52,4% опрошенных, современные пары не могут иметь желаемое количество детей по причине боязни того, что не смогут обеспечить ребенка всем необходимым;
– если бы позволяли материальные и другие условия, то планировали иметь одного ребенка 14,8%, двух детей – 45,5%, троих – 19,9%, четверых и больше – 5,6% респондентов.
Серьезной проблемой безопасности общества является преждевременная смертность. В Республике Беларусь смертность от внешних причин (ДТП, несоблюдение техники безопасности на производстве, убийства, и пр.) в возрасте до 40 лет почти в пять раз превышает потери, связанные с болезнями системы кровообращения и в три раза – онкологическими заболеваниями.
Экономические потери общества от смертности от внешних причин сопоставимы с ежегодными дотациями, выделяемыми из бюджета страны на социально-экономическое развитие трех регионов Беларуси.
Основными особенностями смертности от внешних причин является ее предотвратимость и социальная обусловленность. Исходя из этого снижение указанного вида смертности необходимо сопровождать мероприятиями, нацеленными на рост доходов населения, снижение уровня безработицы, повышение качества медицинского обслуживания, развитие инфраструктуры и пропаганду здорового образа жизни. Позитивное воздействие перечисленных факторов поможет сберечь до 50 человек на 100 тыс. населения только в результате сокращения смертности от внешних причин.
3. Ключевые направления деятельности белорусского государства по обеспечению демографической безопасности
Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь, брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
В соответствии со ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о браке и
семье задачами законодательства о браке и семье являются:
– укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей;
– построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;
– установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с настоящим Кодексом;
– установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права;
– охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка;
– учет наилучших интересов ребенка при принятии государственными органами, иными организациями решений в отношении детей.
Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г.
№ 46 утверждены основные направления государственной семейной политики. Основные цели государственной семейной политики:
– обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций;
– укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.
Развитие системы поддержки семей с детьми предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. Ее практическое воплощение осуществляется в рамках Государственной программы ’’Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь44 на 2021-2025 годы, иных государственных программ и национальных планов (Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022-2026 годы и др.).
4. Социальная защита матери и ребенка
Одно из ключевых направлений государственной политики -повышение благополучия семей как основы демографической безопасности государства и общества.
Комплексная система поддержки семей с детьми предусматривает гарантии и льготы в различных сферах их жизнедеятельности. Особое
внимание уделяется многодетным семьям.
Поддержка семьи начинается ещедо рождения ребенка – с
бесплатного комплексного медицинского сопровождения женщины во время беременности и родов, а также предоставления отпуска по беременности и родам с выплатой пособия в размере 100% среднедневного заработка.
Основным инструментом материальной поддержки при рождении и воспитании детей выступает система государственных пособий.
Единовременное пособие в связи с рождением ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначаются всем семьям независимо от доходов родителей, их занятости и уплаты страховых взносов. Это отличает нашу систему пособий от других государств, поскольку во многих странах выплаты зависят от заработной платы родителей, а незастрахованные лица получают их в минимальном размере.
Для отдельных, наиболее уязвимых категорий семей, предусмотрено пособие на детей старше 3 лет, которое также назначается на каждого ребенка в семье.
Справочно:
По состоянию на 1 июня 2023 г. пособия составляют:
единовременное пособие в связи с рождением ребенка:
– при рождении первого ребенка – 3 521,30 руб. (10 бюджетов прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения);
– при рождении второго и последующих детей – 4 929,82 руб. (14 БПМ);
ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3
лет:
– на первого ребенка – 605,99 руб. (35% средней заработной платы работников (далее – СЗП) в стране);
– на второго и последующих детей – 692,56руб. (40% СЗП);
– на ребенка-инвалида – 779,13 руб. (45% СЗП);
ежемесячное пособие на детей старше 3 лет из отдельных
категорий семей (воспитывающих ребенка-инвалида либо ребенка, инфицированного ВИЧ; из семей, в которых родители имеют инвалидность 1 или 2 группы; из семей, в которых отца (отчима) призвали на срочную военную службу):
– на ребенка-инвалида и ребенка, инфицированного ВИЧ, -246,49руб. (70% БПМ);
– на других детей в таких семьях – 176,07руб. (50% БПМ).
Каждый пятый ребенок (почти 400 тыс. детей) охвачен тем или иным видом пособия, при этом дети до 3 лет – 100% (пособие выплачивается на 220,1 тыс. детей до 3 лет).
В 2023 году на систему государственных пособийвыделено 3,5 млрд рублей, из них 2 млрд – на выплату пособия по уходу за ребенком до 3 лет.
Одна из самых значимых мер поддержки белорусских семей -это программа семейного капитала, которая реализуется с 2015 года при рождении третьего или последующего ребенка. Его размер с 1 января 2023 г. составляет почти 30 тыс. рублей (на 4 тыс. рублей больше, чем в 2022 году).
За более чем 8 лет реализации программы специальные депозитные счета открыли почти 127 тыс. многодетных семей, из республиканского бюджета на них зачислено 826 млн долларов США и 1,1 млрд рублей (за 5 месяцев 2023 г. открыто уже 5 тыс. депозитов ”Семейный капитал“).
С 2020 года многодетные семьи вправе досрочно (независимо от даты назначения)использовать средства семейного капитала на строительство (реконструкцию) или покупку жилья, погашение кредитов (займов организаций), выданных на эти цели, – если они нуждаются в улучшении жилищных условий; на оплату образования, медицинских услуг и средств социальной реабилитации для членов семьи с инвалидностью.
Справочно:
Из общего количества поданных заявлений на досрочное
распоряжение семейным капиталом, 83% составляют заявления на
решение жилищных вопросов (10% – на медицинские услуги, 7%о – на
образование).
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 ”О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений“ многодетным семьям предоставляется субсидия на погашение основного долга в соответствии с количеством детей в возрасте до 23 лет в следующих размерах:
– при наличии троих детей в возрасте до 23 лет – в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
– при наличии четверых и более детей в возрасте до 23 лет- в размере 100% от суммы основного долга по кредиту.
Молодым семьям, предоставляется субсидия на погашение основного долга в следующих размерах:
– при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – в размере 10% от суммы основного долга по кредиту;
– при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка – в размере 20% от суммы основного долга по кредиту.
В 2023 году на обеспечение программы семейного капитала в республиканском бюджете предусмотрено 430 млн рублей.
Из средств местных бюджетов финансируется адресная социальная помощь, в системе которой четыре вида поддержки.
Бесплатными продуктами питания в 2022 году обеспечены более 12 тыс. детей в возрасте до 2 лет (6,5% от общей численности детей до 2 лет), средний размер помощи на одного ребенка составил порядка 200 рублей в месяц. При этом семьи при рождении двойни (тройни) получают детское питание без учета доходов (более 4 тыс. детей).
Семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид с 4 степенью утраты здоровья, предоставляется социальное пособие для возмещения затрат на приобретение предметов гигиены. В 2022 году средний размер выплатысоставил 435 рублей, такое пособие выплачено на 12,6 тыс. детей-инвалидов.
Семьи с детьми – основные получатели ежемесячного и единовременного социальных пособий – более 70% от общей численности получателей таких пособий. Причем для многодетных семей действуют льготные условия предоставления ежемесячного социального пособия – критерий нуждаемости составляет 115% БПМ (для других семей 100% БПМ). В 2022 году ежемесячное социальное пособие получили более 50 тыс. человек из категории многодетных семей.
На оказание адресной социальной помощи в 2023 году выделено 132,7 млн рублей.
Поддержка семьям с детьми предоставляется не только в виде материальных выплат. Широкий спектр социальных услуг оказывают 146 территориальных центров социального обслуживания населения и 2 центра социального обслуживания семьи и детей
(гг.Минск, Гомель).
Востребованной является услуга няни, которая предоставляется бесплатно семьям, в которых:
– воспитываются тройни (до 40 часов в неделю), двойни (до 20 часов в неделю), дети с инвалидностью (до 20 часов в неделю);
– оба родителя либо единственный родитель являются инвалидами 1 или 2 группы (до 20 часов в неделю).
Справочно:
В 2022 году услугой няни воспользовались почти 2,5 тыс. семей, в том числе 1,6 тыс. – воспитывающих двойню (тройню).
Для организации комплексного подхода в решении проблем семьи в территориальных центрах оказывается услуга социального патроната.
Справочно:
В 2022 году такую услугу получили 3,2 тыс. семей с детьми.
Детскими домами-интернатами предоставляется услуга социальной передышки для родителей детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет. Она предусматривает кратковременное (до 56 дней в календарном году) освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом с целью отдыха, восстановления сил, решения иных вопросов семьи.
Справочно:
В 2022 году такую услугу получили 106 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
На обучение навыкам уважительного и позитивного взаимодействия с детьми, гармонизацию супружеских и детскородительских отношений направлены программы, реализуемые в территориальных центрах (”Папа-школа“, “Искусство быть мамой“, “Семья как ценность“), иные социальные проекты.
Поддержка работающих родителей представлена гарантиями в трудовой сфере, которые являются обязательными для реализации всеми нанимателями и формируют ключевые условия для комфортного совмещения родительства и работы.
Справочно:
Например, обеспечивается защита занятости родителей, находящихся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. На период нахождения в этих отпусках за работниками сохраняется рабочее место. Более того, после окончания отпуска по уходу за ребенком наниматель обязан с согласия родителя продлить с ним контракт (заключить новый) до достижения ребенком 5 лет.
Родители обладают своеобразным иммунитетом при увольнении. Например, гарантируется недопущение расторжения трудового
договора по инициативе нанимателяс беременной женщиной, матерью или одиноким отцом с ребенком в возрасте до 3 лет.
Ряд гарантий учитывает потенциальную потребность работающих родителей в дополнительном свободном от работы времени.
Справочно:
Например, по желанию беременной женщины, женщины с ребенком до 14 лет наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время (неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, неполный рабочий день).
Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один дополнительный выходной день в месяц. Его оплата может предусматриваться в коллективном договоре или ином локальном правовом акте. Родителям с тремя и более детьми до 16 лет или ребенком-инвалидом до 18 лет предоставляется дополнительный выходной день в неделю, который оплачивается в размере среднего дневного заработка.
Несмотря на достаточно развитый механизм государственной поддержки родителей на рабочих местах, а также их дополнительной поддержки в рамках социального партнерства, государство постоянно ищет новые возможности удовлетворения потребностей современных родителей, помогая им успешно совмещать воспитание детей и работу без ущерба для какой-либо из сфер жизни.
Справочно:
С января 2020 г. установлен новый вид отпуска – отпуск отцу (отчиму) при рождении ребенка продолжительностью
до 14 дней. Наниматель обязан предоставить такой отпуск по желанию работника в течение 6 месяцев после рождения, его оплата может быть предусмотрена коллективным договором, локальным актом нанимателя.
В июне 2023 г. Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь одобрены изменения в Трудовой кодекс, которые расширяют возможности для совмещения работы и родительства (законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г.).
Справочно:
В частности, по желанию многодетного родителя по
согласованию с нанимателем, если это не препятствует нормальной деятельности организации, вместо одного свободного от работы дня в неделюпредоставляется возможность работатьс сокращением ежедневной продолжительности работы (смены) на один час с
сохранением заработной платы.
Государственная поддержка родителям предоставляется не только в период воспитания детей, но и в дальнейшем – в пенсионный период.
Периоды, когда один из родителей ухаживал за детьми в возрасте лет и не работал, включаются в общий трудовой стаж, который влияет на размер пенсии (суммарно до 12 лет).
Женщинам с четырьмя детьми для назначения пенсии снижены требования к страховому стажу – до 10 лет работы с уплатой взносов.
Женщине с пятью детьми пенсия назначается на пять лет раньше общего пенсионного возраста (если женщина не менее 10 лет работала в производстве сельскохозяйственной продукции такая пенсия назначается независимо от возраста). При этом для них требования к страховому стажу снижены до 5 лет.
В республике создана и функционирует Национальная комиссия по правам ребенка(в г.Минске и каждом областном центре работают уполномоченные Национальной комиссии и общественные
приемные), основной целью деятельности которой является
осуществление и совершенствование государственной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей.
Справочно:
В течение последних трех лет в ходе заседаний Национальной комиссии особое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья и жизни детей, защиты их прав и законных интересов, противодействия насилию в отношении детей, защиты детей и молодежи от наркоторговли и потребления наркотиков, профилактики суицидо-опасного поведения детей и молодежи, совершенствования социальной политики и механизмов поддержки детства, укрепления семьи.
Труд материнства высоко ценится на государственном уровне.
Женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей, награждаются высокой государственной наградой – орденом Матери.
Справочно:
Уже в текущем году ее удостоены более 200 женщин, всего за
период с 1996 года орденом Матери награждено 13 тыс. женщин. При этом при награждении орденом Матери предоставляется единовременная денежная выплата в размере 5 БПМ.
Целенаправленная политика поддержки семей с детьми с фокусом на многодетные семьи дает ощутимые результаты.
Справочно:
На 1 июня 2023 г. в Беларуси проживает более 122 тыс. многодетных семей. Наибольшее количество (80,4%) – это семьи с тремя детьми, 14,3% – с четырьмя, 5,3% – с пятью и более детьми.
В Республике Беларусь сформирована государственная политика по реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье. Вместе с тем на сегодняшний день в Беларуси порядка 19 тыс. детей, которые признаны находящимся в социально опасном положении в 9 тыс. семей. Главная цель работы с такими детьми – сохранить ребенка в родной семье, не допустить ухудшения ситуации, оказать необходимую помощь.
5. Оптимизация внешних миграционных потоков
В условиях сокращения населения путем естественного движения крайне актуальными остаются вопросы, связанные с миграционными процессами. Миграция – это возможность не только стабилизировать численность населения, но и удовлетворить потребности страны в трудовых ресурсах, а также сэкономить средства на образовании и профессиональной подготовке кадров. Неслучайно многие страны Евросоюза ведут активную политику, направленную на привлечение квалифицированных трудовых ресурсов из государств Восточной Европы, в том числе Беларуси.
Справочно:
По информации Министерства внутренних дел, в 2022 году в Беларуси трудились 11071 иностранных граждан. Основное количество въехавших в нашу страну на работу иностранцев составили граждане Российской Федерации – 3080, Китая – 2018, Украины -1265 и Туркменистана – 808.
Всего по состоянию на 30 декабря 2022 г. на учете в территориальных органах внутренних дел состояло более 215 тыс. иностранцев, в том числе более 45 тыс., имеющих разрешение на временное проживание, из них 19 тыс. прибывших на учебу и более 8,5
тыс. – для осуществления трудовой деятельности, а также более 169
тыс. постоянно проживающих.
В области регулирования миграции приняты решения по созданию в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов отдельных преференций, способствующих их более активному вовлечению в белорусскую экономику. Так, ряд новаций содержит, вступившая в силу с 1 июля 2023 г., новая редакция закона ”О внешней трудовой миграции“: отменяется разрешение на привлечение
иностранной рабочей силы, выдаваемое раньше МВД тем субъектам хозяйствования, которые массово приглашали рабочих из других стран – от 10 человек и выше. Новации закона затронули и иностранных граждан, получивших высшее образование и планирующих трудоустраиваться в нашей стране – для них отменено соответствующее требование по получению специального разрешения. Это дает возможность формировать положительное миграционное сальдо за счет иностранцев, фактически интегрированных в белорусское общество и заполнять квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных секторах экономики.
При этом на данный момент анализ рынка труда Беларуси показывает, что в стране не хватает работников по некоторым специальностям, где требуются не высококвалифицированные специалисты, а рабочие кадры с определенными навыками (сельское хозяйство, строительство, сфера обслуживания). Мигранты смогут занять должности, пользующиеся малым спросом у жителей Беларуси. Тем самым это будет выгодно для нашей страны как с экономической (на подготовку необходимых местных кадров требуется время и средства), так и с демографической точек зрения.
Также одним из способов увеличения миграционного прироста страны является тесное сотрудничество и взаимодействие с белорусской диаспорой, которая насчитывает около 1,5 млн. человек. Так как в ее число входят и эмигрировавшие студенты, и высококвалифицированные специалисты – потенциальное возвращение белорусов представляется значимым человеческим и трудовым ресурсом для демографического развития страны.
6. Формирование ценностей семьи, брака, материнства и отцовства
Предоставление льгот и гарантий семьям с детьми, безусловно, очень важно. Но без прочного духовно-нравственного фундамента семья не может быть устойчивой.
С 1996 года в нашей стране празднуют День матери (14 октября).
С 1998 года – День семьи (15 мая).
В 2022 году Указом Главы государства учрежден новый праздничный день – День отца (21 октября). Тем самым подчеркнута значимость роли отца в создании крепкой семьи, счастливого детства.
Сегодня как никогда необходима целенаправленная пропаганда и утверждение, особенно в молодежной среде, ценности брака и семьи с детьми, повышение престижа материнства и отцовства.
В этих целях в учреждениях образования реализуются:
– учебные программы факультативных занятий для учеников 9-10 классов школ ’’Основы семейной жизни44, направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к институту брака и семьи;
– республиканский проект ’Родительский университет44
(с 2020/2021 учебного года). Его цель – совершенствование деятельности педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей. Основная задача – формирование родительских компетенций и культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание детей;
Справочно:
Программы педагогического просвещения родителей
реализуются в 2,8 тыс. учреждениях общего среднего образования,
участие приняли порядка 975 тыс. родителей.
В целях укрепления духовно-нравственных основ семьи, возрождения и пропаганды семейных ценностей и традиций с 2012 года проводится республиканский конкурс ”Семья года“. С каждым годом число его участников увеличивается – в пятом республиканском конкурсе, состоявшемся в 2022 году, участие приняли более 500 семей из всех регионов страны.
В 2023 году организован региональный фестиваль ”Семьи за мир и созидание!“, приуроченный к празднованию Дня семьи. Участие в семейном движении приняли порядка 16 тыс. семей
(более 50 тыс. участников).
В ряду мероприятий по повышению престижа семьи –
республиканский конкурс среди печатных и электронных средств массовой информации ”Крепка семья – крепка держава“, республиканский фотоконкурс “Счастливая семья“, телевизионный
проект ”Родные люди“.
7. Место Беларуси в международных рейтингах по вопросам демографии
Меры по улучшению демографической ситуации, предпринимаемые в Республике Беларусь, – залог для последующего динамичного развития страны. Это подтверждается достаточно высокими позициями нашей страны в соответствующих рейтингах.
Согласно информации агентства финансово-экономической информации Bloomberg, в 2018 году в рейтингестран мирапо эффективности систем здравоохранения Республика Беларусь опережала Соединенные Штаты Америки (55-е место) и Россию (53-е место), занимая 49-е место (в основе рейтинга три ключевых показателя: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, государственные затраты на здравоохранение в процентах от ВВП на душу населения, стоимость медицинских услуг в перерасчете на душу населения).
В целом, наша страна занимает 4-е место в мире по показателю младенческой и материнской смертности, что характеризует не только работу медиков, но и в целом заботу государства о здоровье детей, счастливом и комфортном материнстве.
По показателю младенческой смертностиРеспублика Беларусь по итогам 2021 года (в 2021 году – 2,7 на 1 тыс. родившихся; в 2020 году -2,9 на 1 тыс.) входит в топ-10 из 236 стран с наиболее низкими показателями, опережая, в том числе, Израиль (26 место), Польшу (33 место), Францию (37 место), Великобританию (38 место), Россию (40 место), США (60 место).
По индексу ’’смертность детей при рождении44 Беларусь находится в одной группе с такими странами, как Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Нидерланды, Норвегия, Чехия, Финляндия, Франция, Япония.
По состоянию на 2022 год, Беларусь находится на 35-м месте среди 175 стран по рейтингу счастливого детства, опережая Великобританию, Данию, Польшу и США. При этом следует отметить, что счастливое детство обеспечивается не только тем, что делается на первом году жизни, но и для детей всех возрастов.
Беларусь по праву занимает 25-ю позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран и входит в топ-50 лучших стран мира по ведению беременности и организации родов квалифицированными специалистами. По уровню доступа к услугам по
охране репродуктивного здоровья Беларусь соответствует уровню Франции, Финляндии, Люксембурга.
Справочно:
В нашей стране 100% родовспоможений проходит в условиях
стационара. Выживаемость детей с экстремально низкой массой
тела на первом году жизни – 81,2%.
****
Государство предпринимает сегодня последовательные меры по обеспечению охраны здоровья и демографической безопасности:
– содействие укреплению репродуктивного здоровья, формированию культуры здорового образа жизни белорусов;
– совершенствование системы поддержки семей с детьми, улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи;
– охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения, в том числе увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий;
– повышение качества информационной работы по укреплению института семьи и семейных ценностей;
– создание условий для воспитания в семьях детей-инвалидов, в том числе из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– внедрение в учреждениях общего среднего образования родительских университетов и обеспечение подготовки к семейной жизни обучающихся;
– создание условий для снижения смертности от внешних причин;
– оптимизация законодательства, направленная на повышение миграционной привлекательности Беларуси.