Предупредить – значит предотвратить.

Дорога – это зона повышенной опасности.

Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эти действия не всегда бывают правильными.
Как научить ребенка безопасному поведению на улице? Одними предостережениями «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.

Справочно: в Телеграм-мессенджере существует канал «Добрые дороги Гомельщины», который посвящен непосредственно профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ссылка: https://t.me/gai gomel). В нем доводится вся информация о проводимых мероприятиях и акциях среди несовершеннолетних, полезные советы как для детей, так и для взрослых участников дорожного движения.

Важно воспитать у детей следующие виды навыков:
Навык наблюдения. Научите ребенка замечать предметы, закрывающие обзор проезжей части. Следует ему многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают, вот-вот скроют или только что скрыли движущийся автомобиль. Таким же образом ребенок должен научиться видеть факторы, отвлекающие его внимание, как сигналы опасности. Таким фактором может быть автобус, остановившийся на противоположной стороне улицы. Спеша, люди нередко попадают под колеса автомобиля, так как их внимание в этот момент переключено только на автобус.
Навык спокойного поведения на улице. Он воспитывается на личном примере родителей. Этот навык очень важен для ребенка, поэтому взрослый, идя по улице с сыном или дочерью, не должен волноваться или спешить, какие бы обстоятельства к этому ни принуждали!
Навык переключения на улицу. Бордюрный камень тротуара – это граница, за которой кончаются привычки, действующие в быту.

Научите ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать необходимую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону. И здесь пример родителей имеет решающее значение.
Навык самоконтроля. Попав на проезжую часть, ребенок должен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку. Выработка такого навыка требует определенной тренировки. Устная информация о том, что необходимо при переходе улицы смотреть сначала направо, а затем – налево не действует должным образом. Учите этому ребенка на практике. Поиграйте с ним в игру: Вы – ребенок, а он – родитель, который переводит Вас через дорогу.
Ваш ребенок носит очки. Они «исправляют» зрение только перед собой. Так называемое боковое зрение, играющее важную роль для юного пешехода, остается ослабленным! Поэтому учите Вашего ребенка с особым старанием, чтобы он мог узнавать типичные ситуации закрытого обзора, отвлечения внимания, правильно оценивать скорость приближающейся машины.
Дети в большинстве своем очень активные, непоседливые, им хочется резвиться, бегать, играть. Наша задача как взрослых- уберечь их от возможной беды. Недостаточное внимание к собственному ребенку может привести (а в некоторых случаях, к сожалению, и приводит) к трагедии.
Уважаемые водители, родители маленьких пассажиров!

Помните! Судьбу ребенка в аварийной ситуации определяет то, как он сидит в автомобиле. Ведь он пассажир и подвергается такой же или даже большей опасности, чем взрослые, так как его организм ещё достаточно хрупок.

В соответствии с п. 178 ПДД Республики Беларусьперевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
– детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет;
– детских удерживающих устройств, соответствующих весу и
росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно
пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности,
предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования детских удерживающих устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

Дети активно используют двухколесные транспортные средства: велосипеды, мопеды (скутеров), электросамокаты.
Поэтому каждый родитель, прежде чем купить своему ребенку велосипед, должен обучить ребенка Правилам дорожного движения. Никто не может заменить родителей при обучении ребенка дисциплинированному поведению на дороге, соблюдению им правил безопасности!

Вы должны объяснить своему ребенку основные правила:
– кататься на велосипедах лучше всего во дворах или в жилой зоне, где мало автомобилей и невозможно развить большую скорость;
– ездить необходимо по специальным велосипедным дорожкам, а если их нет – по тротуарам, не мешая пешеходам;
– проезжая часть дороги – не место для езды на велосипеде;
– выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги в случае необходимости разрешено только детям, достигшим 14 лет;
– необходимо обязательно пользоваться средствами защиты: шлемом, наколенниками, налокотниками, накладками на запястье, а также в темное время суток – повязками, поясами, жилетами со световозвращающими элементами.

Необходимо постоянно напоминать ребенку основные правила поведения.

При выходе из дома:
– обратите внимание ребенка на то, есть ли у подъезда дома движение транспорта;
– посмотрите, стоят ли у подъезда автомобили и растут ли деревья, ограничивающие обзорность; если да – приостановитесь и оглядитесь, нет ли опасности.

При движении по тротуару:
– придерживайтесь правой стороны, при этом взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
– крепко держите ребенка за руку;
– приучите ребенка, чтобы, двигаясь по тротуару, он внимательно наблюдал за выездом автомобилей из дворов и прилегающей территории.

При посадке и высадке из транспортного средства:
– выходите впереди ребенка, иначе ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть;
– подходите к двери только после полной остановки автобуса троллейбуса; не садитесь в последний момент, чтобы не прижало дверями;
– приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки, так как это опасное место: дорога обозревается плохо, пассажиры (могут вытолкнуть ребенка на дорогу);
– при ожидании автобуса, троллейбуса стойте только на остановочных площадках, на тротуаре или обочине.

Готовясь перейти дорогу:
– остановитесь, не доходя до края тротуара; осмотрите проезжую часть, обратив внимание ребенка на свои движения: остановку, повороты головы вправо-влево для осмотра дороги;
– не стойте с ребенком на краю тротуара: это опасно, т.к. из проезжающих автомобилей могу выступать перевозимые грузы и др.;
– развивайте у ребенка наблюдательность, учите всматриваться вдаль, различать приближающиеся транспортные средства;
– обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобилей.

При переходе проезжей части:
– переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках, убедившись, что транспортные средства вас пропускают;
– идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет транспортных средств;
– выходя на проезжую часть, будьте предельно внимательны;
– не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно;
– не переходите проезжую часть под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу;
– не выходите с ребенком на проезжую часть из-за стоящего автомобиля или кустов, не осмотрев предварительно дорогу;
– не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус; объясните ребенку, что это опасно;
– при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке учите ребенка внимательно следить за началом движения транспортных средств;
– объясните ребенку, что даже дорогу, где малая интенсивность движения, переходить надо осторожно, так как автомобиль может внезапно выехать со двора, из переулка.

Одним словом, безопасность детей – в первую очередь дело рук их родителей.