Эффективность Конституции, действующей с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, доказывает современная благополучная жизнь в суверенной стране.
Появлению Основного Закона 1994 года предшествовали белорусские конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 гг., которые заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права и обязанности граждан. В целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве.
Справочно:
- Принятие первой для территории белорусских земель Конституции 3 февраля 1919 г. имело огромное историческое значение для будущей Республики Беларусь. Вместе с тем из всех советских конституций она была наиболее политизированной и лишала отдельных лиц и их группы ряда прав и свобод.
- Вторая Конституция БССР, принятая11 апреля 1927 г., сохранила в себе основные черты прошлой, однако была значительно расширена (состояла из 13 глав и 76 статей).Были внесены изменения в деятельность органов власти, изменена их структура, закреплялось равноправие четырех языкови др.
- Согласно третьей Конституции БССРот19 февраля 1937 г. законодательная власть в республике перешла от Съезда КП(б)Б к Верховному Совету БССР, произошла либерализация избирательного права, допускалась частная собственность. Именно эта Конституция была признана самой демократичной.
- Четвертая Конституция БССР, принятая13 апреля 1978 г., существенно отличалась от предыдущих своей структурой – появились преамбула и разделы. Оговаривались новые формы народной демократии – референдумы и всенародные обсуждения.
На фоне распада Советского Союза в Беларуси возникла необходимость изменения конституционных основ государственного строя.
К тому моменту, когда СССР официально прекратил существование, в Беларуси уже почти полтора года действовала(с 27 июля 1990 г.)Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики»(далее – Декларация), ставшая позже прототипом Конституции Республики Беларусь.
Документ приняло коммунистическое большинство Верховного Совета БССР во время политической и социально-экономической нестабильности. Декларация провозглашала самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территорий, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. Однако Декларация была хороша только как временная
мера.
С развалом СССР стало очевидно, что белорусам необходим Основной Закон, который определит государственный строй в новой стране. В республике действовали два акта одноуровневого характера,
но во многом противоречащие друг другу и фактическому состоянию страны: Конституция БССР 1978 года и Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики».
Над проектом Конституции 1994 года велась масштабная работа, которая затянулась из-за внутрипарламентской борьбы, внешних обстоятельств, смен председателей Конституционной комиссии на
несколько лет(1990–1994 гг.). Главный вопрос заключался в том, какой быть республике: президентской или парламентской?
15 марта 1994 г. была принята Конституция, которая впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства.
Справочно:
- Ежегодно в Республике Беларусь 15 марта отмечается государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь.
Конституция 1994 года явилась результатом политического компромисса. Его суть состояла в том, что в Республике Беларусь учреждался институт Президентства, против которого длительное время (начиная с 1990–1991 гг.) выступала группа депутатов Верховного Совета, которые, не будучи уверенными в победе своих кандидатов на предстоящих президентских выборах, приложили немало усилий к тому, чтобы сохранить за Парламентом значительные властные полномочия. Поэтому в конечном итоге полномочия и ресурсы власти, которыми наделялся Президент, были ограничены.
В этом же году состоялись первые выборы Главы государства.
За десятилетия Основной Закон пережил не одно изменение, каждый раз становясь зеркалом эпохи.
Являясь по своей сути антикризисной, вместе с тем Конституция 1994 года не могла в полной мере обеспечить достаточный баланс интересов ветвей власти.
Верховный Совет блокировал многие решения Президента страны, направленные на преодоление экономического кризиса. Все это обусловило необходимость совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть и внутриполитическую стабильность.
На первый за годы независимости референдум 14 мая 1995 г. были вынесены жизненно важные для страны инициативы: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об
изменении государственной символики; об экономической интеграции с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного
прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
Справочно:
- В ходе всенародного голосования инициативы Главы государства получили широкую поддержку общества. В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 64,8% имевших на это право граждан. За внесение изменений в действующую Конституцию проголосовали 77,7% избирателей.
В это время страна, переживавшая острый экономический кризис, вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации было принято решение снова напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.
На второй республиканский референдум 24 ноября 1996 г. были вынесены два проекта обновленной Конституции. Президентом Республики Беларусь было инициировано четыре вопроса: о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.
Справочно:
- В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84,14% граждан, внесенных в списки для голосования.
- В результате голосования проект Основного Закона, предложенный А. . Лукашенко, поддержали 70,45% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7,9%.
В обновленном Основном Законе существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. Так родилась президентская республика, которая позволила нашей стране добиться значительных успехов в государственном и хозяйственном строительстве за последние тридцать лет.
Курс Президента на построение сильного правового социального государства полностью оправдался и дал конкретные результаты. Полное взаимопонимание между Главой государства и народом позволило стране не только отойти от пропасти, но и твердо встать на путь созидания, поступательного развития. Нельзя не признать, что именно третий референдум 17 октября 2004 г. закрепил и обеспечил дальнейшее устойчивое социально-экономическое развитие республики. Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.
Справочно:
- По данным Центризбиркома, в голосовании приняли участие 90,28% граждан, внесенных в списки для голосования. Решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79,42% из них.
Прошедший всенародный плебисцит сплотил белорусское общество, а 10-летняя работа президентской власти получила наивысшую оценку наших граждан. Очередную проверку на зрелость наша страна прошла в 2020 году, когда под угрозой оказались суверенитет и территориальная целостность Беларуси. Благодаря несгибаемой воле белорусского лидера А. Г. Лукашенко и поддержке большинства наших граждан удалось отстоять суверенитет, мир и спокойствие в стране. Кроме того, современные геополитические вызовы, актуализация проблем мира и гражданского согласия объективно потребовали конституционных преобразований. Основной Закон Беларуси был существенно обновлен в результате проведения четвертого референдума 27 февраля 2022 г.
Справочно:
- В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 78,63% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.
- За принятие изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь проголосовало 82,86% избирателей от принявших участие в голосовании.
- По результатам референдума скорректированы преамбула и 85 статей Конституции, включено 11 новых статей, исключены – 2.
Конституция дополнена новой главой – «Всебелорусское народное собрание». Символично, что обновленный Основной Закон страны вступил в силу 15 марта 2022 г.– в День Конституции Республики Беларусь.
Изменения прежде всего затронули вопросы государственного устройства суверенной Беларуси. Были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС, Собрание) как высшего представительного органа народовластия. И в этом уникальность нашей страны.
Вовлеченность белорусского общества в принятие решений стратегического уровня очень высокая. Ведь в ВНС представлен максимальный срез общества. В него вошли Президент, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов, гражданского общества.
В связи с перераспределением полномочий на Всебелорусское народное собрание возложен ряд важнейших функций. В их числе: определять стратегическое направление развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного стоя, обеспечивать преемственность поколений, гражданское согласие в обществе и др.
ВНС дало старт новому этапу политического развития нашей страны. Состав делегатов Всебелорусского народного собрания и порядок его формирования позволяют учитывать голос и волю всех жителей страны, принимать на самом высоком уровне единое решение, являющееся обязательным для исполнения всеми государственными органами.
Изменения требований к кандидату в Президенты Беларуси – это конституционная норма, и она также была принята на референдуме. В обновленной Конституции установлено: Президентом может стать гражданин Беларуси по рождению, не моложе 40 лет, постоянно проживающий в нашей стране не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Кроме того, он не должен иметь ранее или в данный момент гражданство либо подданство другого государства, а также документов, которые дают преференции по политическому, религиозному либо национальному признаку. Эта же норма, кроме возрастного ценза, трансформировалась и на требования к кандидатам в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, делегаты ВНС и депутаты местных Советов депутатов.
Определены два президентских срока.
Новации в части перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством способствуют более эффективной работе системы государственного управления, когда госорганы в полном объеме выполняя свои функции, принимают самостоятельные решения и отвечают за их реализацию. Это залог того, что наша страна не просто способна выстоять в любой ситуации, но и будет успешно развиваться.
Справочно:
- В определенной мере ограничены полномочия Президента в законотворческом процессе – исключено право Главы государства издавать декреты как законодательные акты. Правительство наделено дополнительными полномочиями в сферах науки и инноваций, государственно-частного партнерства, усилена роль Правительства в управлении бюджетно-финансовой сферой государства. Расширены полномочия Парламента в решении кадровых вопросов и осуществлении контрольных функций.
Получили развитие конституционные положения о социальном характере белорусского государства. По-прежнему приоритетом является идея социального государства по обеспечению достойного уровня и качества жизни, сохранению и укреплению здоровья граждан, защите интересов простых граждан, поддержке тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Бесплатное образование и здравоохранение, стабильное пенсионное обеспечение и многое другое – все это наша современная реальность.
Вместе с тем каждому предоставлена возможность созидать и создавать свое благополучие. Подразумевается, что усилия по достижению благополучия должны прилагать и жители нашей страны, а не только государство. Положениями обновленной Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Такой подход базируется на традиционном для Беларуси уважительном отношении к человеку труда, создающему общественные блага.
Подчеркивает прогрессивный характер Основного Закона страны наличие прав человека нового поколения. В частности, с развитием информатизации и других явлений цифровой эпохи государство должно создавать условия для защиты персональных данных граждан и гарантировать безопасность личности и общества при их использовании.
Впервые в истории Беларуси важной нормой стало введение института индивидуальной конституционной жалобы.
Раньше подать конституционную жалобу можно было только опосредовано – через уполномоченных субъектов. Право на прямое обращение в Конституционный Суд имеет важнейшее значение в укреплении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан.
В условиях современных вызовов и угроз, когда Беларусь находится «под прицелом» агрессивной пропаганды недружественных нам стран, сохранение исторической памяти приобретает исключительно важное значение. Именно она лежит в основе мировоззрения личности, ее гражданских и патриотических качеств.
Историческая память способствует формированию культуры, традиций и духовного мира, определяющих самоидентификацию народа. Это особенно актуально в условиях информационных и гибридных войн.
В судьбоносные моменты мы традиционно обращаемся к славному прошлому белорусского государства, достижениям наших великих соотечественников. Наши предки, находясь на геополитическом перекрестке, через который прокатились тысячи войн и военных конфликтов, отстояли свое право жить и созидать на этой земле. Поэтому для дальнейшего успешного развития нашей страны очень важно раскрывать и сохранять в сердцах и душах подрастающих поколений историческую память о славных ратных делах, героизме и подвиге белорусского народа.
Закрепление в Основном Законе понятия «брак как союз женщины и мужчины» – ответ на современные угрозы и забота о будущем страны. В наших традициях и исконных ценностях заложено классическое понимание семьи, в которой есть родители и дети.
Продолжение такого уклада – вопрос сохранения нашей страны.
Разложение института традиционной семьи и насаждение в сознании современной молодежи искаженных неолиберальных представлений о браке является демографической миной. Ведь происходящая трансформация института семьи сопровождается изменением всей системы ценностей, места семьи в этой системе, характера основных функций семьи и т.д.
В обновленной Конституции отсутствует положение о стремлении к нейтралитету, но при этом подчеркнуто, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Мы – мирная страна, всегда открытая для равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Мы никому никогда не угрожали.
Республика Беларусь – атомная держава. В основном Законе закреплена ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии. БелАЭС – крупнейший для нашей страны высокотехнологичный проект, отвечающий самым современным требованиям безопасности, что имеет первостепенное значение для белорусов, переживших страшные последствия катастрофы на ЧАЭС.
Охрана природной среды и бережное отношение к природным ресурсам в соответствии с Конституцией является долгом каждого гражданина. Это вполне объяснимо, ведь мы хотим жить в благоприятной среде. А это значит, что для каждого из нас бережное отношение к природе должно стать образом мышления и нормой жизни.
Таким образом, проведение республиканского референдума в 2022 году и обновление Конституции – это ответ общества на возникающие на нашем пути вызовы и угрозы.
Тут уместно привести слова белорусского лидера А. Г. Лукашенко:
«Мы не просто укрепили, я бы сказал, зацементировали наши принципы: суверенитет, сохранение исторической памяти, патриотизм, защита традиционной семьи как союза женщины и мужчины и многое другое. Да, названные нормы не вписываются в ультрамодные правовые тенденции глобальной либералистической идеологии. Но это наш путь, наш цивилизационный и моральный выбор»(из выступления 4 марта 2022 г. на торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь).
****
Проведенный 27 февраля 2022 г. республиканский референдум убедительно показал, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы. А принятие обновленной Конституции Республики Беларусь – свидетельство проявления воли народа сохранить социально-экономическую модель развития, укрепить государственный суверенитет, защитить национальную идентичность.