Противодействие торговле людьми в мире базируется на Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказанием за нее, дополняющем Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной преступности (принят в г. Палермо 15.11.2000) (далее – Палермский протокол).
В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон о ПТЛ), который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (это указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.
Статья 1 Закона о ПТЛ говорит о том, что противодействие торговле людьми – это деятельность государственных органов, иных организаций, включая международные и
иностранные организации, по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений, защите и реабилитации жертв торговли людьми, а
также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.
Таким образом, противодействие торговле людьми включает в себя два блока: – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений; – деятельность по защите и реабилитации жертв торговли людьми, а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.
Законом о ПТЛ выделены основные понятия, связанные с противодействием торговли людьми: Торговля людьми — преступление, предусмотренное статьей 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК); Преступления, связанные с торговлей людьми– преступления, предусмотренные статьями 171, 171-1, 181-1, 187, пунктом 4 части 2 статьи 182, частями 2 и 3 статьи 343-1 УК РБ;

Жертва торговли людьми– физическое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства), в отношении которого совершены торговля людьми или связанное с ней преступление.
16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации жертв торговли людьми, а также вводит 30 дневный срок, в течение которого человек гарантированно может пройти реабилитацию. Во исполнение Закона и Палермского протокола заинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, который утвержден Правительством
Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу 22 июня 2015 г. (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2020 №439).
Созданный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций. Реабилитационную помощь имеют право получать две категории  граждан: 1) жертвы торговли людьми; 2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.
Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно. Однако отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения,
Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты.
Лица, которые могли пострадать от торговли людьми и связанных с ней преступлений, имеют возможность в течение 30 дней пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Обратим внимание, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе.

В центральном аппарате МВД, ГУВД Минского горисполкома и всех УВД областных исполкомов в подразделениях по противодействию торговле людьми назначены ответственные лица, которым разъяснен алгоритм действий при идентификации и перенаправлении жертв торговли людьми.
Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции. Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.
Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет .
Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет.

Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).
В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи:
1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;
2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов;
3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;
4) психологическая помощь;
5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения;
6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу;
7) материальная поддержка.
В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).
Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как «Клуб деловых женщин», Белорусское Общество Красного Креста). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми,

уполномочены самостоятельно выявлять и реабилитировать жертв, а также участвовать в реализации государственного социального заказа в рассматриваемой сфере.
Сотрудниками по наркоконтролю и противодействию торговли людьми области (далее — НиПТЛ) с целью своевременного принятия мер по противодействию торговле людьми на постоянной основе проводится анализ эффективности работы в данной сфере.
Согласно анализа складывающейся оперативной обстановки отметить, что свою деятельность лица, занимающиеся вербовкой граждан Республики Беларусь для эксплуатации (в том числе сексуальной), проходящие в 2016-2024 годах по уголовным делам (ч.1,2 ст.171 УК РБ), осуществляли посредством сети Интернет, рассылая предложения о высокооплачиваемой работе в сфере оказания интимных услуг пользователям анкет, зарегистрированным и находящимся в открытом доступе в социальных сетях и на сайтах знакомств, нередко имеющим ссылки на группы в мессенджере «Телеграмм». Следует констатировать, что противоправная деятельность вербовщиков девушек для последующего их использования в занятии проституцией за рубежом, также «переместилась» в сеть Интернет. Фигуранты, используя сайты знакомств и социальные сети Интернета, осуществляют свою противоправную деятельность по поиску и подбору интересующих пользователей. Злоумышленники, используя уже налаженные связи и
возможности, посредством сети Интернет осуществляют вербовочные действия, организовывают для девушек оформление необходимых выездных документов (визы, авиабилеты по ксерокопиям паспортов на открытые даты вылета), оплачивают все сопутствующие расходы, связанные с прибытием девушки в место «назначения», при этом
категорически отказываются приезжать на территорию Беларуси, как для вербовочных встреч, так и для их последующего сопровождения.
На основе анализа оперативной ситуации, определены используемые фигурантами Интернет-ресурсы социальной направленности:
«Вконтакте», сайты знакомств «Blusystem.org», «Mamba.ru», «Tabor.ru», «Swing-zone.com», мессенджеры «Telegram», «WhatsApp», отработка которых проводится на постоянной основе.
Ярким примером выявления канала вывоза женщин за пределы Республики Беларусь в целях сексуальный эксплуатации стало обнаружение в августе 2022 года в ходе мониторинга социальной сети «ВКонтакте» объявления о поиске женщин для оказания услуг интимного характера за денежное вознаграждение в Республике Турция. В ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий установлены гр-не 22 и 25 лет, организовавшие канал вывоза женщин за пределы Республики Беларусь

с целью сексуальной эксплуатации. В отношении фигурантов суммарно возбуждено 4 уголовных дела по ч.2 ст. 171 УК Республики Беларусь.
В отношении одного из фигурантов (22 года), Судом Ленинского района г.Гродно, вынесен обвинительный приговор, согласно которому вышеуказанную девушку приговорили к 5 годам колонии общего режима и штрафу 100 базовых величин (3700 рублей).
Также сотрудникам ОВД,в ходе оперативного сопровождения уголовного дела №22125212630, возбужденного 09.09.2022 по ч.2 ст. 171 УК Республики Беларусь установлено, что 25 летняя гражданка (погибшая в ДТП 17.08.2020), в период времени с 2016 по 2017 год вовлекла в занятие проституцией и в последующем организовала выезд за пределы Республики Беларусь в Китайскую Народную Республику граждан 25 и 30 лет. В отношении фигурантки суммарно возбуждено 4 уголовных дела, предусмотренных ст.171 ч.2, ст.1711 ч.1 УК РБ.
Наряду с вывозом граждан за пределы Республики Беларусь для сексуальной эксплуатации выявляются факты сводничества и сутенерства на территории Республики Беларусь.
В 2024 году выявлен один факт сексуальной эксплуатации на территории Республики Беларусь. Так сотрудниками УНиПТЛ КМ УВД Гродненского облисполкома совместно с сотрудниками ГНиПТЛ Дятловского РОВД установлено, что житель Дятловского района 1972 года рождения, под ширмой оказания легальных услуг вовлек и использовал для занятия проституцией свою супругу 1977 года рождения. Вместе с тем, благодаря выявлению каналов вывоза женщин за пределы РБ для сексуальной эксплуатации, в Турецкую Республику и Китайскую Народную Республику получена информация, что вербовка женщин осуществляется не только через социальные сети путем размещения объявлений, но и среди знакомых девушек, которые уже выезжали за пределы Республики Беларусь для занятия проституцией, при этом заманивая высоким доходом, хорошим отношением принимающей стороны (безопасность, возможность вернутся домой в любое время), условиями проживания (гостиницы, отели), условиями работы (рестораны, ночные клубы) и в общем «красивой обеспеченной жизнью».
На основании полученных сведений составлен социальный потрет
выезжающей девушки
: молодая девушка до 30 лет, с хорошими внешними
данными, из неблагополучной или неполной семьи, часто
воспитывающаяся в детском доме или в приемной семье, имеющая
среднее либо средне-специальное образование, не имеющая высокого
источника дохода либо вообще его не имеющая, не привлекавшаяся к
административной ответственности за занятие проституцией
на
территории Республики Беларусь.

Также следует отметить, что самыми уязвимыми категориями для совершения преступлений в сфере торговли людьми, связанными с внутренней эксплуатацией, являются лица оказывающие услуги интимного характера за денежное вознаграждение (занимающиеся проституцией).
По результатам оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по противодействию проституции в 2023 году за занятие проституцией задержано 102 (АППГ-71 (+31) лица, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь (далее – протоколы).
Справочно. В 2023 году на территории Республики Беларусь выявлено 800 фактов занятия проституцией из которых: г. Минск – 264, Брестская область – 107, Гродненская область – 102, Гомельская, область – 92, Минская область – 80, Витебская область – 78, Могилевская область – 77.
По результатам проведенных мероприятий сотрудниками НиПТЛ области за 10 месяцев 2024 года за занятие проституцией задержано 92 лица (АППГ – 92), в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь.
Справочно. В 2024 году на территории Республики Беларусь выявлено 677 фактов занятия проституцией из которых: г. Минск – 205, Гродненская область – 92,Гомельская область – 89, Брестская область – 88, Могилевская область – 73, Минская область – 71, Витебская область – 61.
Также нередки случаи, когда наряду с преступлениями данной категории выявляются факты изготовления и распространения материалов порнографического характера с использованием несовершеннолетних.
В ходе переписки педофил, как правило, склоняет детей к изготовлению и пересылке интимных фото- и видеоизображений, которые в последующем могут использоваться в том числе для шантажа. В 2023 году выявлено 19 преступлений, квалифицируемых по ст.343-1 УК, 2024 – 14 таких преступления.
Для установления лиц, склонных к накапливанию и распространению в пиринговых сетях Интернета материалов порнографического содержания с участием несовершеннолетних
(малолетних), с использованием методов «OSINT» осуществляется мониторинг сети Интернет.
Следует отметить, что в общей сложности за 2023 год и 10 месяцев 2024 года выявлено 43 преступления, связанных с торговлей людьми, в том числе 5 тяжких и особо тяжких. Перекрыто 2 канала трафикинга (Китайская Народная Республика, Турецкая Республика) в целях сексуальной эксплуатации (4 жертвы).
Количество идентифицированных жертв торговли людьми суммарно составило 34 человека, в т.ч. 26 несовершеннолетних. Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации, при этом были выявлены сотрудниками милиции. Информация о всех жертвах направлялась в Гродненскую областную организацию Белорусского Общества Красного Креста, а с 2024 года в Международную организацию по миграции в Республике Беларусьдля применения в отношении них мер по защите и реабилитации.