Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. По данным доклада ООН «О положении дел в мире в сфере профилактики насилия в отношении детей за 2020 год» ежегодно каждый второй ребенок (то есть, приблизительно один миллиард детей в мире) подвергается насилию в той или иной форме. Три из четырех детей в возрасте от двух до четырех лет (это примерно триста миллионов детей) регулярно подвергаются физическому и/или психологическому насилию от рук своих родителей или опекунов.

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми со стороны родителей и других членов семьи.

Следует отметить, что насилию и жестокому обращению подвергаются дети, воспитывающиеся не только в неблагополучных семьях, но и в семьях внешне успешных и состоятельных.

Насилие – это любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. К насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, относится физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, насилие в интернет-пространстве, неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка. Агрессорами часто выступают родители, мачеха или отчим, приемные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

Факт насилия в отношении ребенка, независимо от его вида, оказывает серьезное травматическое влияние на личность и состояние здоровья несовершеннолетнего, формирование его мировоззрения и, как следствие, способствует воспроизводству негативных проявлений в будущей семье ребенка.

Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребенка.

Необходимо принимать во внимание, что если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают.

Ситуации насилия в семье возникают, когда родители:

  • рассержены на ребенка;
  • не знают, что делать, если ребенок поступает не так, как надо, то есть не находят форм ненасильственного наказания;
  • сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми;
  • хотят показать свое превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам);
  • устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют;
  • имеют проблемы в отношениях друг с другом;
  • не могут исправить отклоняющееся поведение ребенка;
  • сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье;
  • пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребенка;
  • неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребенку;
  • не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей;
  • не могут разграничить поступок ребенка и его мотив, требуют от ребенка выполнения правил, которые нарушают сами;
  • не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребенка по материальным причинам; •не верят ребенку, считая, что он что-то скрывает;
  • не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребенка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств.

Увеличению опасности насилия в отношении детей способствуют агрессивные и конфликтные взаимоотношения в семье, особенно между взрослыми. Жестокое обращение часто приводит к неблагоприятным для детей последствиям. Кроме того, оно может стать причиной формирования противоправного поведения.

Говоря о степени тяжести насилия, жестокого обращения с детьми, в-первую очередь необходимо помнить о пренебрежении нуждами ребенка.

Неудовлетворение жизненных потребностей детей является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические, медицинские и эмоциональные потребности ребенка и его потребность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей может привести к серьезной травме ребенка, его отставанию в развитии, к возникновению заболеваний, а в ряде случаев и к смерти.

Согласно недавно проведенным статистическим исследованиям, из-за неудовлетворения жизненных потребностей ежегодно умирает больше детей, чем от жестокого обращения.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций насилия в семье?

Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Применялось ли к ребенку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.

К внешне наблюдаемым признакам физического насилияотносятся следы укусов, синяки, кровоподтеки, царапины, шрамы; следы от сжатия пальцами,ударов (ремнем, палкой), веревочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы, переломы; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств и пр.

Насилие в семье часто скрывается. Когда ребенок становится свидетелем и участником акта грубого поведения, его потом запугивают, чтобы он не рассказывал об эпизоде насилия, не раскрывал «семейную тайну». Однако исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место насилие, могут подробно рассказать об этом.

Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы.

Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Оно выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Данный вид насилия может проявляться в постоянной критике мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; систематических допросах, шантажах, угрозах насилия, контроле или ограничении круга общения 4 жертвы, телефонных разговоров; преследовании, обвинении во всех возникающих проблемах, прерывании сна, процесса еды, и т. д.

Взрослым надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребенка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.

Следует обратить внимание, что одной из распространенных форм эмоционального насилия в современном обществе является эмоциональное отвержение или отсутствие эмоционального реагирования.

Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Таких, как ты, нужно убивать в маленьком возрасте», «Ты полный идиот (дурак), и это не исправить» и т. д.).

У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое (эмоциональное) насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации.

Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребенка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, суицидальные угрозы или попытки, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, проблемы с учебой, низкая самооценка.

Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия. Этот вид насилия терзает жертву изнутри, но не оставляет внешних следов – синяков или ран.

Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесенную родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, 5 что их семьи невыгодно отличаются от других, то все равно защищают близких. Дети предпочитают переживать все в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах.

Самыми тяжелыми для ребенка являются последствия сексуального насилия.

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.

К сексуальному насилию относится демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребенка; сексуальные игры и половой акт с ребенком; демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания; вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции; вовлечение ребенка в занятия проституцией.

Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространенных видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребенком со стороны кровного родственника. Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию.

Конечно, получить достоверную картину распространенности этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребенок вырастает. Это объясняется целым рядом причин.

Поэтому следует обращать внимание на изменения в выражении сексуальности ребенка:

  • странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
  • необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей, трение о тело взрослого и др.).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить; порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия; жалобы на боль и зуд в области гениталий; инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи; болезни, передающиеся половым путем; беременность.

Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребенок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребенка в том, что он должен хранить тайну, не «выносить сор из избы», что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».

Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье.

Зачастую наблюдается сочетание различных видов насилия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причем порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость, лживость и изворотливость.

Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и 7 правонарушений среди несовершеннолетних. В регионе создан механизм защиты прав детей. Повсеместно реализуются мероприятия по предупреждению семейного неблагополучия и обеспечению безопасности детей. В поле зрения субъектов профилактики находится 211 тысяч несовершеннолетних (118 тыс. школьников).

В каждом районе функционируют социально-педагогические центры, «кризисные» комнаты в территориальных центрах социального обеспечения населения, которые оказывают практическую помощь детям и их родителям в сложной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим от домашнего насилия.

При установлении фактов жестокого обращения родителей, физического и (или) психологического насилия по отношению к ребенку, несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении в соответствии с постановлением Совета Министров

В современных условиях важнейшим направлением деятельности учреждений системы образования является работа по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении». Одним из критериев социально опасном положенииявляется установление фактов жестокого обращения с ребенком.

Как в 2021 году, так и в 2022 году в большинстве случаев несовершеннолетние признаны находящимися в социально опасном положении в связи с тем, что родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ними, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей).

Внедрен в практику деятельности Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Большой объем работы проводится непосредственно с детьми. Сегодня учащиеся учреждений образования проинформированы о возможностях получения помощи. Контакты телефонов «горячей линии», «телефонов доверия», Республиканского центра психологической помощи размещены не только на информационных ресурсах учреждений образования, но и в дневниках учащихся.

Уже традиционным стало проведение ежеквартально Дней правовой помощи для несовершеннолетних и их родителей при участии представителей субъектов профилактики, иных заинтересованных ведомств.

Оперативному решению вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних способствует работа приемной Национальной комиссии по правам ребенка, организованной на базе областного социально-педагогического центра.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о факте насилия:

  • Отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок серьезно.
  • Сохраняйте спокойствие. Успокойте и подбодрите ребенка.
  • Дайте понять, что Вы ни в чем не обвиняете ребенка («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Дайте ребенку выговориться.
  • Не давите на ребенка.
  • Попытайтесь узнать подробности.
  • Внимательно отнеситесь к словам ребенка.
  • Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно во время беседы.
  • Пользуйтесь теми же словами, что использует в речи ребенок.
  • Не делайте замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся. Повторите ребенку еще раз то, что Вы верите тому, что он рассказал.
  • Не обещайте никому не рассказывать об услышанном.
  • Скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь.
  • Будьте честны.
  • Объясните ему, что конкретно Вы собираетесь делать дальше. («Мне надо сказать (психологу, педагогу социальному, милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности».).
  • Нужно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора.
  • Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо». Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

 

Чего не стоит делать

  • Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось.
  • Всякое насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».
  • Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата».
  • Ничто не может служить оправданием для насилия.
  • Не ищите оправданий для насильника.
  • Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как ничего не было.
  • Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок и отвращение. Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.
  • Не переносите свои чувства на жертву.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Ребенок — не раб, родитель — не господин. Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия. Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.