Рискованное поведение – это поведение, которое возникает в результате воздействия тех или иных факторов риска и является явно или  потенциально опасным как для самого индивида, так и для окружающих его людей и общества в целом.
За любым проблемным поведением несовершеннолетнего стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть.
Выделяют 2 типа рискованного поведения:

Положительный риск (конструктивный риск).

В этом случае подросток рискует с пользой для себя. Это рискованное поведение, которое помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.п.
Положительный риск можно подразделить на несколько категорий:
1. Риск, связанный с повседневной жизнью:

  • Социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений);
  • Эмоциональный (признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями);
  • Физический (занятия экстремальным спортом с учетом безопасности);

2. Школьный риск

  • Академический (выбор занятий и заданий повышенной сложности)
  • Атлетический (умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т.п.), внеклассная деятельность (участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе);

3. Социальный риск

  • Участие в волонтерской деятельности, работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении.
  • Начало деятельности, связанной с финансами, начало своего  бизнеса, участие в благотворительности, связанной с пожертвованием.

Отрицательный риск (Неконструктивный риск)
Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, самоповреждения. В этом случае дети могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п.
Примеры рискованного поведение подростков: прогулки по крышам, покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения, спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и так далее), посещение и изучение заброшенных мест, проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке), лечь в необычном месте лицом вниз и заснять это на фото или видео, «Рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и так далее) и сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки.

Причины рискованного поведения несовершеннолетних:
Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты.
«Отстань!», «НЕ лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» – часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности.
(«Ничего хорошего из тебя не получится! Ты не сможешь справиться с этим заданием!»). Либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать
родительским ожиданиям.

Многим детям трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно. Отсутствие душевной близости с родителями гонит несовершеннолетнего из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.
Профилактика рискованного поведения несовершеннолетних представляет собой стратегию, направленную, во-первых, на снижение факторов риска, оказывающих негативное влияние на развитие ребёнка.
Факторами защиты от риска могут быть следующие условия:

  • семейная стабильность и сплочённость, адекватное воспитание, тёплые, близкие отношения с членами семьи;
  • средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильём, высокое качество медицинской помощи, низкий уровень преступности в микрорайоне, доступность служб социальной помощи;
  • высокий уровень интеллекта и стрессоустойчивость, физическое и психическое благополучие;
  • высокая самооценка, навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать своё поведение.

Оказание помощи при склонности несовершеннолетних к рискованному поведению:
Родителям, дети которых склонны к рисковому поведению, следует учитывать особенности их возраста и корректировать меры воспитания в соответствии с этим. Понятие рискового поведения обширно и включает в себя как социально-приемлемые виды деятельности, так и деструктивные действия. Тягу ребенка к риску и необычным ощущениям, к примеру, можно удовлетворить относительно безопасным способом — в спортивных занятиях (боевые искусства, скейтбординг, прыжки с парашютом и т.п.).
Если рисковое поведение создает серьезную угрозу для жизни ребенка и у родителей никак не получается повлиять на ситуацию, важно вовремя обратиться за помощью. Полезной для таких подростков окажется индивидуальная психотерапия. С ее помощью они смогут научиться распознавать эмоции, толкающие их на совершение рисковых поступков, и справляться с ними иным способом. Посредством психотерапии подросток также улучшает свои коммуникативные навыки, учится эффективному взаимодействию со сверстниками.
Большое значение для коррекции рискового поведения, в целом, имеет возможность свободно выражать эмоции. Не менее важна здоровая обстановка в семье. Необходимо организовать для ребенка качественный досуг, вовлечь его в творческую или социально полезную деятельность, чтобы у него была возможность противопоставить что-то деструктивным формам поведения