Беларусь страна небольшая, но гордая. Мы гордимся своими огромными карьерными самосвалами, известными тракторами, калийными удобрениями, продовольственной продукцией и нефтепереработкой. Однако в тени этих экспортных позиций на зарубежные рынки работают и другие компании.
В новой рубрике «Экспортный потенциал» мы расскажем о малоизвестных, но успешных компаниях, которые ориентированы на создание продуктов и предоставление услуг на мировых рынках. Первыми героями новой рубрики стали ОАО «Буровая компания «Дельта» и ее директор Николай Черношей. Под его руководством за 24 года компании удалось стать крупнейшим подрядчиком в области свайного фундаментостроения в Беларуси. А последние два года предприятие из деревни Борщевка Речицкого района удостаивалось звания «Лучшего экспортера года». Компания успешно работает на крупнейших стройках в России: Москва, Санк-Петербург, Тюмень, Карелия, Урал. В 2012 году валютная выручка «Дельты» составила $9 млн., в 2013 – $22 млн., в планах на этот год – подобраться к $60 млн.
– Мы годами нарабатывали себе репутацию качественного исполнителя. И основной рекламой для нас является наша работа и положительные отзывы клиентов, – рассказывает директор «Буровой компании «Дельта».
– Николай, расскажите, с чего начиналась ваша карьера и сама компания «Дельта»?
При Советском Союзе я закончил в Гомеле геологический факультет и устроился на работу в геологическую партию в Речицком районе. Мы занимались бурением скважин. Закладывали в них взрывчатку, взрывали и записывали сейсмическую волну. Затем была служба в воздушно-десантных войсках в Литве.
После службы в армии я вернулся обратно и стал начальником геологической партии. Занимался геофизикой, сейсморазведкой. У меня был личный УАЗик, бесплатные обеды, а потом все рухнуло: СССР развалился.
Однако перед развалом в стране на многих предприятиях вводились платные услуги населению.
Я и подумал над вариантами: буровые станки в наличии, купил состав пластиковой трубы и решил бурить водозаборные колонки населению. Руководство поддержало мою инициативу, была создана группа. Так мы и занялись бурением на коммерческой основе.
– А потом все рухнуло…
Да, но я решил продолжать то дело, в котором разбираюсь. Все что зарабатывал, пускал в оборот на собственный рост. Мы скупали технику, конверсионные буровые станки за копейки. В то время ЗИЛ можно было купить за $100. И выходило дешевле, чем на старом поменять резину.
Были работы, за которые никто не брался. Например, в Могилеве мы восстановили весь водазабор, заменив под 30 скважин. Обеспечили водой Борисов. Со временем я заметил, что это бег на месте: рентабельность на уровне инфляции. Мы проедаем то, что заработали, можем позволить себе только б\у-шную технику.
– И какой выход из этой ситуации вы увидели?
Понял, что нам не хватает опыта и знаний. Я поехал в Санкт-Петербург, пошел по людям, организациям, разговаривал, по слову из них вытягивал. Отправлял людей на работы. Питерский опыт научили нас работать правильно. А с таким опытом мы уже начали искать объекты в Беларуси, предлагать себя.
Тогда подвернулось строительство моста через реку Сож в Гомеле и через реку Дубровенка в Могилеве. Ни у кого не было нужной техники и оборудования, а мы взялись и выполнили проекты на конверсионном оборудовании. В Могилеве сооружали буронабивные сваи под опоры моста, в Гомеле – сваи под защитой глинистого раствора. Сразу пошла молва, реклама. Нас спрашивают, какие объекты можете делать, а мы мост показываем. Стоит? Стоит. Так и заработали себе имя в Беларуси. За этими проектами и пошли работы на МКАДе, на набережной реки Сож, на строительстве штаб-квартиры Национального олимпийского комитета и другие.
– Сейчас «Дельта» занимается проектами в Якутии, в Сибири и на Урале. А как начинался экспорт услуг в Россию? Как искали первых клиентов?
Экспортом мы занимаемся 4 года. 2 года подряд – лучшие экспортеры. Но в первые годы не было условий, чтобы стать лучшими: были сложности с вывозом оборудования. Потом Таможенный союз открыл новые возможности: наша техника и оборудование катаются по России свободно.
Для начала мы решили освоиться на рынке России. «Привыкнуть к темноте, чтобы в лесу не удариться о дерево». Брались за бросовые работы, за которые никто не берется. Из первых объектов стоит упомянуть ТЭЦ-16, ТЭЦ-12 и бутовскую линию метро в Москве, работы на реконструкции Нижнетуринской ГРЭС на Урале. Качественное исполнение и было нашей рекламой. Нас начали рекомендовать.
Сейчас мы выполняем нулевые фундаментные циклы: нефтеперерабатывающий завод в Тюмени, электростанция в Якутии на вечной мерзлоте, крупнейшие объекты на Урале. На этих объектах работают исключительно белорусские специалисты с достойными зарплатами. $5 тыс. в месяц для хорошего специалиста – это не предел.
И новые заказы нас ждут. Мы уже оттуда не уйдем, потому что наша производительность оказалась в 4-5 раз выше, чем у местных компаний.
– А хватает квалифицированных специалистов в вашей области в Беларуси? Как вообще вы оцениваете подготовку тех, кто приходит устраиваться к вам на работу?
Я, прежде всего, смотрю на оценки из института. Троечников не беру. Мне кажется, что это все сказки, когда рассказывают про троечников, которые стали миллионерами. Не тем путем шли. Нормальным путем миллионером станет только умный человек с соответствующим образованием и дипломом. Без диплома – никуда, без образования – ты никто. И во все эти сказки я не верю. За долгие годы работы такого сказочного персонажа я не встречал.
Уровень подготовки белорусских вузов крайне низкий. Теоретическая база хорошая относительно общепринятых дисциплин, таких как физика, математика. А конкретно отраслевые знания – нулевые. Из ста гидравликов, электриков – единицы хороших. Это касается и юристов. Днем с огнем не сыщешь хороших: они уже на прикормленных местах.
И вот я не понимаю, как так получается. Тестирования, вступительные экзамены. Дураков вроде не принимают, а выпускают… Квалификация крайне низкая. Возможно, сказывается прозрачность границ, через которые утекают мозги из Беларуси?
– То есть, в практических прикладных знаниях чувствуется пробел?
Да. Я смотрю свежие учебники, которые касаются моей деятельности. Переписано все старое. Никто ведь не ориентируется на оборудование 50-ых годов. Ни современных станков, ни современных технологий в учебниках нет. А преподаватели даже и не знают, что происходит в современной отрасли.
– Может, устроите преподавателям стажировку в «Дельте»?
А зачем? Если человек не заинтересован, сидит в институте чтобы защититься, получить диссертацию, а потом вставлять ее в резюме… Я лучше наберу нормальных мужиков и из десяти сделаю одного хорошего специалиста.
Но на самом деле плакать от кадрового голода не приходится. Людей находим, обеспечиваем достойной зарплатой. И конкуренция среди кадров есть. А конкуренция уже порождает качество.
– Возвращаемся к экспорту. С какими трудностями «Дельта» сталкивается при работе за рубежом?
Наверное, самая неудобная кочка – это вопросы с оплатой. Чтобы оплатить в валюте текущие расходы в России мы обязаны обращаться в Нацбанк. А до этого еще написать ходатайство и в облисполком, получить разрешение.
К примеру, бетон. Мы же не повезем его из Беларуси за 9 000 километров. Это же смешно, он уже через два часа по дороге схватится. А чтобы купить бетон в России, необходимо одобрение облисполкома и Нацбанка.
Или оборвался трос на объекте в Тюмени. Нормальному человеку понятно, что просто нужно купить новый. А если везти его из Беларуси, то недели две оборудование будет простаивать без работы.
Это делается для того, чтобы я (не приведи Господь) не перечислил валюту за границу, а она потом не вернется. Но ведь это рабочий момент. Валюта в любом случае вернется от заказчика. А вот без троса я обойтись не могу.
– Это главная трудность при экспорте ваших услуг?
На сегодня – да. У нас нет своих фирм в России. Мы работаем напрямую, как белорусская компания, под белорусским флагом. Без всяких проблем и ограничений. Сертифицироваться в России проще, чем получить аналогичную разрешительную документацию в Беларуси. Восточный рынок свободный. Просто приходи и работай.
Но как я заметил, белорусские предприятия ищут варианты, чтобы работать в Беларуси. Это удобно. Потому что в России есть конкуренция в зарплате работникам. Если работать там, то придется платить и соответствующую российскому уровню зарплату. Иначе люди уйдут.
– Какие особенности работы на российском рынке вы можете отметить?
В России рынок формирует цену. Там нужна такая же документация, как и в Беларуси, но цена договорная. Договорились на цену, и никого не волнует, как и что я буду делать. А у нас каждый раз нужно доказывать, объяснять.
В России я работаю уже 4 года, и не было случая, чтобы меня кто-то обманул, «кинул». В этом деле самое главное самому не лезть в сомнительные дела. Честно, без левых схем заключил договор и работай.
Еще в России все хотят видеть первого руководителя предприятия. Мой заместитель недавно позвонил в Якутию, а там обиделись: почему, мол, не директор звонит? От далеких и долгих переездов спасают современные технологии – видеоконференции. Ты видишь, тебя видят, и все довольны. Не нужно жечь бензин. Но когда надо обговаривать подробности контракта, заключать его, без личной встречи не обойтись.
– Ваш бизнес, без сомнения, можно назвать успешным. А чем должен обладать успешный бизнес?
В любом деле важна идея. Вокруг нее и надо лепить все. К примеру, что значит заняться строительством? Это нужен огромный штат с кучей мелких нюансов в работе: отделочники, электрики, сантехники. Так может проще создать сантехническое подразделение и вокруг него строить свой бизнес?
Должна быть классная квалифицированная команда, и конкуренция в этой команде. Необходимо вливать в нее новые силы, новые идеи. Чтобы команда не застаивалась, чтобы каждый боялся за свое рабочее место.
– Чтобы работать в России нужно…
Нужны три условия. Хорошая техника, так как с лопатой там нечего делать. Квалифицированные специалисты, которым надо хорошо платить. И быть грамотным юристом, чтобы исключительно прозрачно составлять договора и не играть в сомнительные игры. И никаких проблем не будет.
– Что посоветуете белорусским бизнесменам?
Возьмем, к примеру, транспортные услуги или изготовление арматурного каркаса? Ну почему он в России дешевле? Почему выгоднее нанять российскую машину для перевозки, знаете?
Потому что жирок надо убрать. Хорошо когда хорошо. Но хватит уже обсасывать государство, гнаться за высокой рентабельностью. У нас слишком тепличные условия, и никто не хочет высовывать нос. Сейчас, когда начали ограничивать финансирование некоторых объектов, я думаю, что зашевелятся.
Я не понимаю, откуда в Беларуси такое количество дорогих машин. Я не вижу тут бизнес и бизнесменов. Да, есть достойные ребята в современных технологиях, есть успешные предприятия. Но не в таком же количестве, чтобы завалить весь Минск дорогими машинами?
– Какие планы на дальнейшее развитие «Дельты»?
Я не за планы и показатели работаю. Мне просто нужно кормить фирму, выплачивать кредиты, покупать технику. И для этого стоит наращивать объемы, вкладываться в новые технологии.
Сейчас мы занимаемся разработкой разрядно-импульсной технологии устройства свай. Направленный в основание буровой сваи высоковольтный электрический разряд усиливает ее несущую способность. Если у самой сваи она 50 тонн, то, обработав грунт разрядом, нам удается увеличить несущую способность до 450 тонн. Это та технология, которая позволит нам быть на шаг впереди конкурентов.
Также мы продолжаем вкладываться в собственное развитие. Построим цех, где будем выпускать силовые установки для направленных электровзрывов. Планируем строительство цехов по обслуживанию буровых установок и производству бурового инструмента. Кроме этого, собираемся выходить на рынок Казахстана. Сейчас проводим процедуру лицензирования. Нас ждут на Камчатке и в Сахалине. Мы знаем российский рынок, заработали себе хорошую репутацию и ничего не боимся.
Источник: management.bel.biz