“Наше государство вошло в число мировых лидеров по уровню развития здравоохранения и медицины. Каждый гражданин независимо от достатка имеет возможность бесплатно получить любой вид медицинской помощи, в том числе самой высокотехнологичной”.

А.Г.Лукашенко

Развитие всех отраслей социально-экономической сферы в нашей стране – процесс непрерывный. Существенные преобразования в последние годы произошли и в белорусском здравоохранении – усовершенствовались структурноорганизационные основы системы, финансовые механизмы их обеспечения.
Республика Беларусь – одна из немногих стран постсоветского пространства и стран европейского региона, где сохранена и адаптирована к социальноэкономическим условиям бюджетная система финансирования здравоохранения. На протяжении последних лет на обеспечение системы здравоохранения из государственного бюджета выделяются средства в пределах 4% ВВП, что соответствует пороговому значению индикатора социальной безопасности республики, рекомендованного ВОЗ, и предусмотрено Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.
В основе системы здравоохранения Беларуси на протяжении последних 10 лет основными принципами являются приоритетность мер профилактической направленности на основе формирования здорового образа жизни; качество и доступность медицинской помощи, в том числе лекарственного обеспечения; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и его будущих поколений.

Защита материнства и детства

Визитная карточка здравоохранения Беларуси – организация медицинской помощи матерям и детям, развитие и внедрение в отрасли высоких технологий. Республика Беларусь занимает 25-ю позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран и входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и организации родов. Наш опыт создания службы перинатальной помощи взят за основу в Российской Федерации и других странах СНГ.

Законодательно закрепленный приоритет оказания медицинской помощи матерям и детям, четко выстроенная система оказания помощи, весомые меры социальной поддержки материнства и семей с детьми позволили достичь высочайших показателей.

Показатель младенческой смертности в Республике Беларусь – 2,4 (за 2019 г.) на 1 тыс. родившихся живыми.
Выхаживание младенцев весом от 500 г в Беларуси осуществляется с 1994 года. Выживаемость детей с экстремально низкой массой тела на первом году жизни составляет более 80%, что крайне важно, причем более 80% таких детей не имеют признаков инвалидности.
Республика Беларусь имеет один из самых низких показателей детской смертности до достижения детьми 5-летнего возраста – 3 на 1 тыс. родившихся живыми в 2019 году. По этому показателю Беларусь находится на одном уровне с Италией, Испанией.
В 2018 году в РНПЦ детской хирургии впервые в СНГ трехмесячному ребенку была успешно выполнена операция Damus-Rastelli, которая является чрезвычайно сложным вмешательством при коррекции врожденной гипоплазии левых отделов сердца. В 2019 году детские хирурги провели уникальную операцию на сердце 11-летнему мальчику – белорусские медики впервые в СНГ закрыли дефект межпредсердной перегородки под контролем внутрисердечного УЗИ. В марте 2019 года команда белорусских детских кардиохирургов провела операцию по коррекции врожденного порока сердца: стеноза клапана легочной артерии малышу с массой тела 1 кг 135 г. Это уникальный случай в истории детской кардиохирургии.

Развитие фармацевтической промышленности

Для совершенствования системы управления фармацевтической отраслью во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 25 июля 2017 года №258 создан холдинг “Белфармпром”.

Управляющей компанией холдинга выступает республиканское унитарное предприятие “Управляющая компания холдинга “Белфармпром”. В состав холдинга входит 8 организаций, в том числе 6 производителей лекарственных средств, одна научная организация и одна организация – производитель изделий медицинского назначения. С холдингом сотрудничают 24 фармацевтические организации различной формы собственности и ведомственной подчиненности, а также 3 производителя медицинских изделий. Фармацевтическая промышленность Республики Беларусь динамично развивается: если в 2012 году промышленное производство лекарств осуществляли 25 организаций, то в 2020-м – уже 43.
В общем объеме производства лекарственных средств доля организаций – участников холдинга “Белфармпром” составляет 50,1%.
В 2021 году произведено фармацевтической продукции на сумму Br 1 920,1 млн, что в фактических ценах в 2,4 раза больше, чем в 2012 году.
На долю организаций – участников холдинга “Белфармпром” по итогам 2021 года приходится более 62% от всех экспортных поставок отечественных лекарственных средств.
Фармацевтическая продукция организаций – участников холдинга экспортируется в 34 страны. В структуре экспорта преобладают Российская Федерация, Азербайджан, Украина и Узбекистан.
Для повышения конкурентоспособности отечественных лекарственных средств ведется планомерная модернизация и техническое переоснащение фармацевтических производств. За 2012-2018 годы в отрасли реализовано 33 инвестиционных проекта с объемом инвестиций более $250 млн.
Проводится работа по сертификации промышленного производства лекарственных средств и фармацевтических субстанций на соответствие требованиям надлежащей производственной практики (GMP) Республики Беларусь, стран Европейского союза (EU), PIC/S, FDA (США). Сертифицировано уже около 90% всех производственных участков организаций. Для развития экспортного потенциала получены сертификаты соответствия стандарту GMP- PIC/S Украины и GMP-EU Румынии.
В республике зарегистрировано 5,6 тыс. наименований лекарственных средств и фармацевтических субстанций, из которых более 1,6 тыс. отечественного производства: 1 578 наименований – генерические, 86 – оригинальные и 22 – инновационные. Они относятся к различным фармакотерапевтическим группам: противоопухолевые лекарственные средства, для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, противогрибковые, противовирусные и антибактериальные, а также для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, пищеварительного тракта, обмена веществ и др.

Нормативное правовое регулирование здравоохранения

Белорусское законодательство гарантирует пациентам Республики Беларусь:
– бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
– доступность лекарственных средств;
– добровольное согласие на медицинские вмешательства;
– выбор лечащего врача и организации здравоохранения;
– участие в выборе методов оказания медицинской помощи;
– получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
– выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии здоровья;
– отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением специально определенных случаев;
– пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства;
– уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения.
В современных условиях развития системы здравоохранения с внедрением новых организационных технологий, технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, новых лекарственных средств и изделий медицинского назначения нормативная правовая база здравоохранения требует постоянного обновления.

Главной целью системы здравоохранения Республики Беларусь было и остается формирование здоровой нации, сохранение здоровья населения.

Сеть организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, представлена 593 больничными организациями здравоохранения и 2378 организациями здравоохранения, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, 17 республиканскими и Минским научно-практическими центрами.
Показатель обеспеченности больничными койками краткосрочного пребывания на 10 тыс. населения в Республике Беларусь в 2019 году составил 84,2, что значительно выше, чем в соседних государствах – Польше (43,5), Латвии (30,9) и Литве (52).
В течение последних 10 лет значительное внимание уделялось кадровому обеспечению отрасли путем развития системы медицинского образования, внедрения прогрессивных форм обучения, новых организационных форм и технологий непрерывного профессионального образования. Показатель обеспеченности практикующими врачами на 10 тыс. населения в Республике Беларусь в 2021 году составил 52,0, для сравнения в таких странах, как Швеция – 43,2 и Дания – 41,9. Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом в Республике Беларусь в 2021 году составлял 134,1 на 10 тыс. населения, для сравнения, в таких странах, как Швеция – 108,5 и Дания – 101.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь проводит целенаправленную работу по повышению доступности и качества медицинской помощи всем без исключения гражданам страны – прежде всего в амбулаторнополиклинических организациях.
Обновлена ресурсная база организаций здравоохранения – от сельских до крупных областных и городских учреждений – путем реконструкции и технического переоснащения. С каждым годом расширяется перечень высокотехнологичных и сложных медицинских вмешательств, возрастает объем технологических инноваций. Обеспечена высокая доступность высокотехнологичной медицинской помощи населению благодаря созданию разноуровневой системы ее оказания – не только на республиканском уровне, но и на базе областных больниц и в межрайонных центрах.
Значительное внимание уделяется обслуживанию населения в сельской местности, где важная роль в оказании медицинской помощи принадлежит районному звену, имеющему в своем составе центральные районные больницы (на сегодняшний день их 107 в различных регионах республики), районные больницы (9), центры гигиены и эпидемиологии, районные диспансеры и другие учреждения. Деятельность этих учреждений охватывает территорию с радиусом обслуживания примерно 40 км, чтобы в течение часа была обеспечена транспортная доступность к любому населенному пункту.
Для улучшения доступности медицинской помощи сельскому населению разработаны дорожные карты ее оказания по различным заболеваниям, в которых отражены схемы предоставления медицинской помощи пациентам.
Существует выездная форма медицинского обслуживания. Выезд бригады специалистов ЦРБ проводится по заранее составленному графику с оповещением населения и с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
Для приближения высокотехнологичной медицинской помощи проживающему в сельской местности населению утверждена Концепция создания межрегиональных центров и центров коллективного пользования.
Ведется работа по созданию межрайонных и межрегиональных центров для нескольких территориально приближенных районов, где будут сконцентрированы все ресурсы: и высококвалифицированные кадры, и оборудование, и современные технологии.

Перспективные направления развития белорусской медицины:

– совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты медицинской и фармацевтической деятельности, медицинского образования;
– сохранение ведущей роли бюджетного финансирования и усиление взаимосвязи объема выделяемых финансовых средств с результатами деятельности организаций, расширение источников финансирования здравоохранения за счет добровольного медицинского страхования, экспорта медицинских и образовательных услуг, государственно-частного партнерства;
– совершенствование организационных механизмов в здравоохранении и внедрение интегрированной медицинской услуги с учетом маршрутов движения пациента;
– улучшение информационного взаимодействия между врачами, внедрение электронного рецепта и электронной медицинской карты, новых технологий работы;
– внедрение современной модели работы организаций здравоохранения;
– внедрение в 2020 году повсеместно врача общей практики;
– совершенствование системы управления качеством медицинской помощи;
– научно-технологическое и инновационное развитие системы здравоохранения Республики Беларусь, ее гармонизация с аналогичными системами государств – участников ЕАЭС и ЕС;
– внедрение системы инновационного менеджмента, повышение конкурентоспособности научных исследований;
– организация комплекса научных исследований высокого уровня, позволяющих ускорить переход национальной экономики на высшие технологические уклады;
– дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи гражданам страны;
– развитие отечественной фарминдустрии и совершенствование обращения лекарственных средств, а именно:
– достижение мирового уровня развития и конкурентоспособности фармацевтической продукции путем интенсификации развития фармацевтической промышленности;
– гармонизация нормативной правовой базы в области разработки, производства и контроля качества готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций, доклинических и клинических испытаний с современными мировыми требованиями;
– создание производств нового поколения фармацевтических субстанций и готовых лекарственных форм (синтетические лекарственные средства, наноструктурированные формы препаратов, принципиально новые формы на основе клеточных биотехнологий);
– развитие импортозамещающих и экспортно ориентированных производств готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций;
– обеспечение информационного взаимодействия на всех уровнях оказания медицинской помощи на основе использования единой государственной электронной информационной системы в здравоохранении, а значит – повышение качества диагностики и лечения, уровня безопасности пациентов, экономической эффективности медицинской помощи;
– развитие телекоммуникационных технологий контакта с пациентом, телемедицинских консультаций, обеспечивающих оперативную связь между
медицинскими организациями различного уровня для удаленного консультирования врачей при оказании медицинской помощи пациентам.
– рост экспорта медицинских услуг.

Медицинский туризм

Все больше иностранных граждан привлекает в Беларусь возможность получить качественную и высокотехнологичную медицинскую помощь и пройти реабилитацию.
За 2021 год белорусские врачи оказали медицинские услуги более чем 160 тыс. иностранцев из 153 стран, в том числе Китая, Соединенных Штатов Америки, Грузии, Азербайджана, Израиля, Армении, Швейцарии, Туркменистана и других. Основными получателями медицинских услуг в Беларуси являются граждане Украины, России и Казахстана.
Наиболее востребованы стоматологические (имплантация и протезирование), офтальмологические, кардиологические и кардиохирургические услуги, услуги в области онкологии, протезирование суставов, трансплантации клеток, органов и тканей.

Преимущества медицинского туризма в Беларуси:

– высокое качество оказываемой медицинской, диагностической и реабилитационно-оздоровительной помощи;
– отличная оснащенность медцентров, больниц и клиник высокотехнологичным оборудованием;
– высокая квалификация врачей в разных областях знаний;
– доступная стоимость высококачественных медицинских услуг;
– большое количество медицинских организаций и широкий спектр услуг;
– постоянное изучение передовых технологий и применение прогрессивных методик лечения на практике;
– регулярные стажировки специалистов в ведущих клиниках мира;
– удобное географическое положение страны и транспортное сообщение;
– приятный климат Беларуси, исключающий акклиматизацию, что способствует скорейшему выздоровлению пациентов.